Документационное обеспечение управления (делопроизводство) —
это направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении
документов, их обработке и хранении.
От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения.
От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения.
В документах отражается и учитывается деятельность организации, фирмы,
предприятия. Поэтому ведение многих документов предписано законами. При
проверке работы организации, проведении ревизии проверяют прежде всего
документы, в которых деятельность организации или фирмы зафиксирована.
Организация и
ведение делопроизводства требуют профессиональных знаний и навыков, поэтому
эту работу в учреждении (фирме) ведут специальные подразделения (службы
делопроизводства), а в небольших организациях и фирмах - секретари-референты
(секретари).
Специалистов
по документационному обеспечению управленческой деятельности готовят как
высшие учебные заведения по специальности 350800 «Документоведение и
документационное обеспечение управления», так и средние профессиональные учебные
заведения по специальности 0611 «Делопроизводство и архивоведение». Кроме
того, курс «Документационное обеспечение управления» во многих вузах страны
включён в подготовку менеджеров, юристов, экономистов и других специалистов,
готовящихся к работе в сфере управления.
Приступая к
изучению курса, прежде всего следует ознакомиться с основными
профессиональными терминами и определениями, постоянно встречающимися в работе
с документами.
Делопроизводство — отрасль
деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с
официальными документами
Современное делопроизводство включает:
§
обеспечение своевременного
и правильного создания документов (документирование);
§
организацию работы с
документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль,
хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив,
уничтожение).
Параллельно с термином «делопроизводство» в последние
десятилетия используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление
компьютерных систем и их организационным, программным и информационным
обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных
программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и
«документационное обеспечение управления» являются синонимами и применяются
для обозначения одной и той же деятельности.
Документирование — это
процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет
документирование как «запись информации на различных носителях по установленным
правилам»
Необходимость
фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего
времени дошли «документы» различных эпох, созданные на глиняных табличках,
бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были
разными: рисунок, графика, письмо.
В настоящее
время в управленческой практике используют главным образом документы,
созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским,
компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и
видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной
ленте, диске и др.). Изучением развития способов документирования и носителей
информации занимается научная дисциплина — документоведение.
Древнейшей
техникой документирования было текстовое рукописное письмо. В конце XIX в. с
изобретением пишущей машинки для документирования все больше стали применяться
средства механизации труда. В течение XX в. канцелярская пишущая машинка
постоянно совершенствовалась за счет появления более совершенных моделей
пишущих и организационных автоматов и создания электронных моделей пишущих
машинок различного назначения. С внедрением в 1980-е годы в управленческую
деятельность персональных компьютеров они стали широко использоваться для
создания документов. В настоящее время практически все компьютеры имеют программное
обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы составления, корректировки,
редактирования, оформления, изготовления и пересылки текстовых документов.
Однако внедрение новых информационных технологий не исключает составления
документов на бумажной основе и их обязательного оформления в соответствии с
установленными правилами.
Документирование
в аппарате управления может осуществляться на естественном языке (рукопись,
машинопись, телеграмма, телефонограмма, факсограмма, машинограмма) или на искусственных
языках с использованием соответствующих носителей (магнитные ленты, диски,
лазерные диски, дискеты и др.). На сегодняшний день в управленческой практике
преобладающим способом документирования является машинописная или компьютерная
печать. Однако ряд документов, таких, например, как заявления, объяснительные
записки, создается обычно рукописным способом.
Во многих
случаях документирование является обязательным, предписывается законами и
актами государственного управления.
Организация работы с документами — это обеспечение движения документов в аппарате управления,
их использования в справочных целях и хранения. Термин определяется
государственным стандартом как «организация документооборота, хранения и
использования документов в текущей деятельности учреждения»
Документооборотом стандарт называет движение
документов в организации с момента их создания или получения до завершения
исполнения или отправления*. В технологию работы с документами входит:
• прием и первичная обработка документов;
• их предварительное рассмотрение и распределение;
• регистрация документов;
• контроль исполнения документов;
• информационно-справочная работа;
• исполнение документов;
• их отправка;
• систематизация
(формирование дел) и текущее хранение документов.
Раскроем некоторые из перечисленных понятий. Так, регистрация
означает запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая
факт его создания, отправления или получения; контроль исполнения документов —
совокупность действий, обеспечивающих их своевременное исполнение, формирование
дела — группирование исполненных документов в дело в соответствии с
номенклатурой дел (систематизированным перечнем наименований дел, заводимых в
организации, с указанием сроков их хранения, оформленным в установленном
порядке) и систематизация документов внутри дела.
Любое
управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому
вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные»,
«сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин:
«Информация — сведения о
лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы
их представления»
В каждой области
человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому она
соответственно подразделяется на медицинскую, научную, техническую,
технологическую и др. В федеральных органах власти и управления, в учреждениях,
организациях и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы
собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая
используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.
Наиболее существенны два требования к управленческой
информации: во-первых, она должна быть своевременной и, во-вторых, достаточной
для принятия наилучшего решения.
Если
информация приходит с опозданием, она может дать неверные сведения о проблеме,
так как за время, ушедшее на передачу и обработку информации, состояние
проблемы может измениться, и управленцы уже не смогут принять участие в ее
решении.
Полнота информации выражается ее объемом, который должен
быть достаточным для управления и отражать все стороны вопроса
В настоящее
время объемы информации удваиваются каждые три года. Общество переживает
информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек в
отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних
экономических условиях, когда очень быстро меняются и ситуация, и
законодательство, предприятия могут выжить только в том случае, если они
вовремя узнают, что, где, когда и почем. Другими словами, кто владеет
информацией, тот владеет ситуацией. Носителем информации выступает документ.
Организации
работы с информацией и документами в экономически развитых странах уделяется
большое внимание. Например, в США принят и действует Закон о документе. В
нашей стране принят закон «Об информации, информатизации и защите информации»,
которым установлены правовые нормы создания, сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и представления информации.
Документы используются в различных областях
деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования
многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и
зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для
юристов документ является, прежде всего, способом доказательства или свидетельства
чего-либо, для историка — историческим источником, кибернетика-документалиста
— носителем информации, а специалисты в области управления считают его
средством фиксации и передачи управленческих решений.
В Федеральном
законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее
определение понятия «документ»:
Документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с
реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в
государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и
архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть
и понятие «реквизит».
Каждый документ состоит из ряда составляющих его
элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат,
текст, дата, подпись и т.д.). ГОСТ закрепляет следующее определение:
Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа.*
Различные
документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется
целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме
данного документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для
ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и
нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения,
информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно
оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она
становится документом.
В документоведении документ рассматривается как
результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной
действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом
на специальном материале.
Документы,
зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивают ее сохранение и
накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование,
повторное и неоднократное возвращение к ней во времени. Они затрагивают
различные сферы деятельности человека и разделяются на текстовые и графические,
традиционные (рукописные, машинописные) и на машинных носителях, научные,
технические, личные и официальные и др.
Официальные
документы — это документы, созданные юридическими
или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке.
Среди них особую категорию составляют служебные (управленческие) документы,
которые определяются государственным стандартом как официальные документы,
используемые в текущей деятельности организации.
Как носители информации документы выступают в
качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения,
предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и
отдельных сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих
решений, служат доказательством их исполнения заданий и поручений, а также
материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности
документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.
Документ
возник, прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую
силу. Значение латинского слова «документ» (documentum) — доказательство, свидетельство. В настоящее время
бесспорность документа также определяется понятием «юридическая сила
документа».
Для
управленческой деятельности юридическая сила документов чрезвычайно важна, так
как означает, что документы могут служить подлинным доказательством заключенной
в них информации. Юридическая сила официального документа предполагает его
обязательность для тех, кому он адресован, или для круга участников
управленческих действий (органов управления, их структурных подразделений,
общественных организаций, должностных лиц и граждан), которые руководствуются
документом и основывают на нем свою деятельность или воздерживаются от нее.
Юридическая сила
документа — это свойство официального
документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего
его органа и установленным порядком оформления*. Из этого определения следует,
что орган управления или должностные лица, выпускающие документ, обязаны:
· соблюдать при его подготовке действующие нормы законодательства;
· издавать документы только в пределах своей компетенции;
· соблюдать действующие в определенное время общегосударственные
правила составления и оформления документов.
В
управленческой практике принято различать
документы по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники,
копии.
Черновой
документ, изготовленный
рукописным, машинописным способом или распечатанный с компьютера, отражает работу автора над его содержанием.
Он может содержать только текст и не обладает юридической силой.
Беловой
документ — это рукописный или
машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан
без помарок и исправлений.
Документ, в
котором содержатся сведения, подтверждающие его достоверность (об авторе,
времени и месте создания) считается подлинным. Подлинник официального документа — это первый (или единичный) экземпляр документа, обладающий юридической
силой.
Копия
документа — это документ,
полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние
признаки или часть ux.
Все виды копий
не имеют юридической силы, если они не получили специального удостоверения.
Это, например, нотариально заверенные копии или дубликат документа — повторный
экземпляр подлинника, имеющий юридическую силу, который обычно выдается при
утере документа.
А
управленческий документ приобретает юридическую силу после его подписания
должностным лицом.
Юридическая
сила электронных документов подтверждается электронной цифровой подписью.